"ФИКХ АС-СУННА" ас-Сеййид Сабик
Во имя Аллаха всемилостивого, милосердного!
1. МОЛИТВА
Молитва - это вид поклонения, состоящего из определенных утверждений и действий. Она начинается с провозглашения величия Аллаха, и заканчивается приветствиями мира. Поскольку молитва является сущностью Ислама, то мы обсудим её здесь подробно.
Если сказать проще, молитва должна существовать, так как без нее не может существовать Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Головой всему является Ислам, его опора – молитва, а вершина его – джихад на пути Аллаха». Это было первым актом поклонения, которое было вменено в обязанность Аллахом. Его обязательство было открыто непосредственно Пророку, когда он был вознесен к небесам. Анас сказал: Молитвы, были предписаны Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь вознесения к небесам. Вначале их было пятьдесят, но были уменьшены несколько раз, пока их не стало пять. Затем было провозглашено: «O Мухаммад, этот порядок не изменен. Эти пять (молитв эквивалентны) пятидесяти».
Что касается подлинности сообщения, то об этом рассказали Ахмад, Ан-Наса''''и и ат-Тирмизи, который сказал, что хадис достоверный.
Молитва – это первое, за что человек будет держать ответ. ''''Абдуллах ибн Карт рассказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Первое, за что раб будет отвечать в День Суда, будет молитва. Если молитва будет хороша, то хорошими будут и все остальные его дела. И если же его молитва будет плохой, то и остальные его дела будут плохими». (Об этом рассказал ат-Табарани.)
Это – последняя вещь, которую Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал (придерживаться) перед своей смертью сказав: «Молитва, молитва и то, чем владеет ваша правая рука». Это будет последняя вещь, которую удалят из религии. Когда она погибнет, погибнет Ислам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Ислам раздирать по кускам, то люди крепко держались бы за следующий. Первое, что ликвидируют, будет правительство и руководство, а последней будет молитва». (Об этом рассказал Ибн Хиббан из хадиса Абу Умамы). Во многих аятах Корана, Аллах ставит молитву вместе с поминанием Аллаха.
«Ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико» (Сура «Аль - ‘Анкабут», 45); «Получил прибыль тот, кто очистился, и помянул имя Господа своего и помолился» (Сура «Аль-А''''ла», 14-15); «Воистину, Я – Бог, нет божества, кроме Меня! Поклоняйся же Мне и совершай молитву в Мое воспоминание» (Сура «Та Ха», 14). Иногда Он упоминает молитву наряду с закятом: «И выстаивайте молитву и приносите очищение (т. е платите закят)» (Сура «Аль-Бакара», 110). И время от времени, с терпением: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве»; (Сура «Аль-Бакара», 45), и с Хаджжом: «Помолись же Господу твоему и заколи!» (Сура «Аль-Каусар», 2); «Скажи: «Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть – у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я – первый из предавшихся» (Аль-Ан''''ам, 162-163).
В другой раз, Аллах начинает действия благочестия с молитвы и заканчивает с ними же, как в аятах о ма''''аридж (вознесение к небесам): «Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны», и аяты, «…которые соблюдают свои молитвы, - это они наследники, которые наследуют рай, они в нем пребудут вечно». (Сура «Аль-Муъминун», 1-9-11).
Важность молитвы настолько велика, что ее приказано соблюдать всякому человеку, будь он в путешествии или нет, во время безопасности или страха: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте пред Аллахом благоговейно. А если вы боитесь, то (молитесь) пешими или конными, когда же вы в безопасности, то вспоминайте Аллаха, как Он научил вас тому, чего вы раньше не знали». (Сура «аль-Бакара», 238-239).
2. Аллах объясняет, как молиться во время страха, безопасности, или военного времени:
«И когда ты находишься среди них и совершаешь для них молитву, то пусть стоит вместе с тобой один отряд из них, и пусть они возьмут свое оружие. А когда совершат поклонение, то пусть будут позади вас, и пусть придет другой отряд, который не молился, и пусть они молятся вместе с тобой, но пусть возьмут предосторожность и оружие. Те, которые не веруют, хотели бы, чтобы вы небрегли своим оружием и достоянием, и они напали бы на вас единым устремлением. И нет греха на вас, если у вас есть неприятность от дождя или вы больны, что вы сложите свое оружие, - но держитесь осторожно! Поистине, Аллах уготовал неверным унизительное наказание!» (Сура «Ан-Ниса''''» , 102-103).
3. Аллах также настоятельно предупреждает тех, которые оставляют молитву или относятся к ней беспечно.
Аллах говорит в Коране: «И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и пошли за страстями, и встретят они погибель». (Сура «Марьям», 59); «Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут». (Сура «Аль-Ма''''ун», 4-5).
4. Молитва - одно из наиболее важных действий в Исламе
Молитва - одно из самых важных действий в Исламе, и поэтому она требует определенного руководства.
Ибрахим просил своего Господа дать ему потомков, которые будут соблюдать свои молитвы: «Господи, сделай меня выстаивающим молитву и из моего потомства. Господи наш! И прими мой зов». (Сура «Ибрахим», 40).
5. Тот, кто игнорирует молитвы
Не совершение молитвы и отрицание его обязательности выглядит как неверие и выводит человека за пределы религии Ислам. Все ученые согласны в этом вопросе. Они основывают свое мнение на некоторых хадисах, несколько из которых вот эти: Джабир сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между человеком и неверием лежит отказ от молитвы». (Об этом рассказали Ахмад, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.)
Бурайда сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Договор между нами и ими – молитва. Тот, кто отказывается от нее – тот неверующий». (Об этом рассказали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса''''и и Ибн Маджа.)
''''Абдуллах ибн ''''Амр ибн аль-‘Ас сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды упомянул молитву, и сказал: «Для того, кто совершает молитву неуклонно, она станет светом, доказательством и спасением в День воскресения. А для того, кто не охраняет и не следит за ней, не будет ни света или доказательства или спасения, и в День воскресения он окажется вместе с Каруном, Фир''''авном, Хаманом и Убаййем ибн Халафом». (Об этом рассказали Ахмад, ат-Табарани и Ибн Хиббан и у него отличная цепь).
Тот факт, что тот, кто не молится, будет с вождями неверующих в будущем мире, ясно показывает, что такой человек является неверующим. Ибн аль-Каййим сказал: «Тот, кто не молится, может быть занят своим богатством, королевством, положением или бизнесом. Если человека от молитвы удерживает его богатство, то он будет с Каруном. Тот, кого удерживает от молитвы его королевство, будет с Хаманом. И тот, кого от молитвы удерживает его бизнес, будет с Убаййи ибн Халафом».
''''Абдуллах ибн Шакик аль-‘Акили сказал: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали неверием отказ от какого-либо акта, за исключением молитвы». (Об этом рассказали ат-Тирмизи и Аль-Хаким, который сказал, что он выполняет условия Муслима и Аль-Бухари.)
Мухаммад ибн Наср Аль-Мирвази сказал: «Я слышал, как Исхак говорил: «Это верно (что) Пророк (сказал или постановил): Тот, кто не молится, является неверующим». От самого Пророка исходит, что: «Тот, кто преднамеренно не молится, пока не заканчивается время молитвы – является неверующим».
Ибн Хазм сказал: «Передают от ''''Умара, ''''Абдурахмана ибн ''''Ауфа, Му''''аз ибн Джабала, Абу Хурайры и других сподвижников, что тот, кто не совершает одну обязательную молитву, пока не заканчивается ее время, становится вероотступником. Мы не находим никакого различия во мнениях среди них по этому вопросу». Это было упомянуто Аль-Мунзири в ат-Тарг''''иб ва ат-Тарг''''иб. Затем он комментирует: «Группа сподвижников и тех, кто были после них, полагали, что намеренное решение не совершить одну молитву до окончания ее времени, делает человека неверующим. Среди тех, кто так считает были ''''Умар ибн Аль-Хаттаб, ''''Абдуллах ибн Мас''''уд, ''''Абдуллах ибн ''''Аббас, Му''''аз ибн Джабал, Джабир ибн ''''Абдуллах и Абу ад-Дарда». Среди тех, кто не являются сподвижниками, и кто разделили это мнение, были Ибн Ханбал, Исхак ибн Рахвайх, ''''Абдуллах Ибн аль-Мубарак, ан-Наха''''и, Аль-Хаким ибн ''''Утайба, Абу Аййуб ас-Сахтийани, Абу Дауд ат-Тайалиси, Абу Бакр ибн Абу Шайбах, Зухайр ибн Харб, и другие.
Некоторые хадисы ясно дают понять, что такой человек должен быть убит. Например: Ибн ''''Аббас сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Узлов Ислама и основ религии - три, и тот, кто оставляет одно из них становится неверующим, и его кровь (чтобы ее пролить. Прим. пер) становится законной и это: свидетельство, что нет никакого бога кроме Аллаха, обязательные молитвы, и пост в Рамадане». (Об этом рассказал Абу Йа''''ла с хорошей цепью.) В другой версии говорится: «Если кто-то оставляет одно из них, то клянусь Аллахом, он становится неверующим и никакие добровольные дела или возмещение не будет принято от него, и его кровь и имущество становится законным». Это ясное указание того, что такой человек должен быть убит.
Ибн ''''Умар рассказал: что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне велели сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад является посланником Аллаха, и пока они не будут совершать молитву и выплачивать закят. Если они сделают это, то их кровь и имущество защищено от меня правами Ислама. И расчет их будет с Аллахом». (Об этом рассказали Аль-Бухари и Муслим.)
Умм Салама рассказала, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У вас будут правители, которые будут совершать хорошие и плохие дела. Тот, кто будет ненавидеть эти (последние), действия, будет неповинен в них. И кто будет отвергать их, тот будет обезопасен, но (не) тот, кто принимает это и следует за ними». Они спросили: «Мы должны убивать их? «Он сказал: «Нет, если они совершают молитву». (Об этом рассказал Муслим.) Следовательно, он сделал незаконным убийство даже несправедливого правителя, который совершает молитву.
Абу Са''''ид сообщил, что ''''Али, когда он был в Йемене, послал Пророку некое количество золота, которое он затем разделил между четырех человек. Один человек сказал:»O посланник Аллаха, побойся Аллаха». Пророк сказал: «Горе тебе. Разве я не самый богобоязненный из всех людей на земле? «Халид ибн Аль-Валид сказал: «O посланник Аллаха, мне убить его? «Он сказал: «Возможно он один из тех, кто совершает молитву». Халид сказал: «Сколько же людей говорят языками то, чего нет в их сердцах? «Пророк сказал: «Мне не велели изучать сердца людей и распарывать их животы». (Сокращенный хадис от Аль-Бухари и Муслима.) В этом хадисе также, молитва дается как повод, чтобы не убивать человека. Следовательно, понятно, что не совершение молитвы может закончиться убийством человека. Несмотря на то, что предшествующий хадис ясно постановляет, что тот, кто отказывается от молитвы, становится неверующим и должен быть убит, многие ранние и более поздние ученые (исключая Абу Ханифу, Малика и Аш-Шафи''''и) полагают, что такие люди становятся грешниками, которые должны раскаяться. Если такой человек не раскаивается, он должен быть убит, что является предписанным наказанием, по мнению Малика, аш-Шафи''''и и других. Абу Ханифа утверждает, что такой человек не должен быть убит, но нужно подвергнуть его малому наказанию и заключить в тюрьму, пока он не помолится. Они говорят, что хадис, который называет таких людей неверующими, относится к тем, кто отрицают молитву, и так далее. Они говорят, что несколько других толкований противоречат другим текстам. Например, Аллах говорит:»Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает». (Ан-Ниса'''', 116). Существует также хадис, рассказанный Абу Хурайрой и переданный Ахмадом и Муслимом, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого пророка была определенная мольба, на которую отвечают. Каждый пророк поспешил сделать свою мольбу, но я отложил свою и воспользуюсь ею для моей уммы в День воскресения. И она будет дарована - по воле Аллаха - тому, кто умрет без того, чтобы придавать сотоварищей Аллаху». Аль-Бухари также записал, что Абу Хурайра сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, который будет самым счастливым из-за моего заступничества - тот, кто от всего сердца скажет «Нет бога кроме Аллаха»«.
Аш-Шаукани сказал: «Истина вопроса заключается в том, что становится неверующим тот, кто должен быть убит за его неверие. Хадис подтверждает подлинность того, что Исламский закон называет того, кто не молится - неверующим. Это также устанавливает барьер между верующим и неверующим. Отказ от молитвы означает, что он может называться неверующим. Мы не должны интересоваться аргументами, предоставленными противоположными мнениями. Мы можем сказать им: не невозможно, что некоторые виды неверующих могут получить прощение или могут иметь право на заступничество, типа неверия тех, которые молятся (в сторону нашей) киблы. Однако факт остается фактом, что они совершают определенный грех, который Исламский закон рассматривает как неверие. Обращаться к другим узким толкованиям только излишне».
6. Кто обязан молиться
Совершать молитву обязан каждый здравомыслящий, совершеннолетний мусульманин. ''''Айша рассказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо оторвано (от письма) для троих (означает: нет никакого обязательства на троих): для того, кто спит, пока он не просыпается, для ребенка пока, он не становится совершеннолетним, и для душевнобольного, пока он не станет здравомыслящим». Что касается подлинности этого сообщения, то его записали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса''''и, Ибн Маджа, и аль-Хаким, который относит его к степени сахих по утверждению Аль-Бухари и Муслима. Ат-Тирмизи определяет его степень как хороший.
Хотя ребенку не обязательно молиться, его опекун должен велеть ему совершать молитву с семи лет, и должен наказывать его, если он не молится после того, как ему исполнится десять лет. Ребенок должен учиться совершать молитву, пока он не достигнет половой зрелости. ''''Амр ибн Шу''''айб передал от своего отца со слов своего дедушки, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приказывайте своим детям совершать молитву с семи лет. И бейте их (если они не молятся) когда они достигнут десятилетнего возраста, и укладывайте их спать раздельно». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, и Аль-Хаким. Последний относит его к разряду сахих по оценке Муслима.
7. Число обязательных молитв
Число обязательных молитв предписанных Алла
Напишите мне
|