Кой-Суэ  

Легенда гласит, что в том месте, где сейчас деревня Овечий Овраг, в давние времена были леса, среди которых располагался овраг с бьющими ключами. Однажды, еще во времена Ивана Грозного, группа мусульман, не желая попасть под христианизацию, решила уйти поглубже в леса. Во время движения потерялись овцы. Люди, пытаясь их найти, обнаружили одну в овраге, пьющей воду из ручья. Это место привлекло их внимание, и они решили основать здесь поселение, которое и получило название Кой-Суэ, что в переводе с татарского означает: «овца» («кой») и «вода» («суэ»). Еще одно название деревни — Овечий Овраг — тоже связано с этой легендой.

Можно предположить, что еще до пришельцев-мусульман в этих местах обитали язычники — чуваши. Об этом можно судить по случайным находкам, сделанным местными жителями в начале 80-х гг. нашего столетия. В результате оползня, а также размыва водой склона холма открылись ранее никем не исследованные захоронения, в частности, были найдены пять человеческих скелетов. На одном из черепов в области височной кости обнаружена женская сережка, сделанная из меди со вставленным камушком и изогнутая в виде спирали. Место захоронения на холме не было затронуто обитателями Овечьего Оврага, поскольку на этой территории земли не пахали.

Еще одним доказательством существования здесь некоего заброшенного поселения (предположительно, чувашского) служит то обстоятельство, что один из холмов, рядом с которым долгое время росла старая береза и находящийся приблизительно в 1 километре от могильника, носит название Кыркыляю (по-чувашски «могила», «кладбище»).

Дома в татарском поселении Овечий Овраг строили, как правило, из осины, которая росла в этой местности в большом количестве. Старожилы рассказывают, что еще накануне Великой Отечественной войны в деревне сохранялся старый дом, построенный, предположительно, из осины. Впоследствии жители перешли на строительство домов из сосны.

В конце XVIII в. (1785 г.) жители деревни владели удобной пашней в размере 1224 десятин, по документу ревизии здесь проживало 253 домохп зяина.



Первое документированное упоминание о мечети этой крупной деревни (104 двора, 311 душ) относится к 1787 г. (Безусловно, мусульманские храмы здесь существовали гораздо раньше). Тогда же, по указу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания сюда был назначен имамом и меодаррисом Абдулзямил Биккинин. Это был преданный своему делу человек, хороший преподаватель. (От общины он получал 100 рублей в год). В деревне долгое время жили родственники Биккина-хазрата, позже переселившиеся в Башкирию, в деревню Сюбханкулово.

Кстати, мектебе, в котором он работал, являлось одним их самых старейших учебных заведений подобного рода в губернии (предположительно, оно берет свое начало с 1762 г.). К началу XIX в. здесь обучалось 85 мальчиков. Посильную помощь в преподавании оказывали азанчеи Сейтбу-хан Аитов и его сын — Фейзулла Сейтбуханов.

В 1828 г. мечеть была перестроена на средства («кошт») муллы и пожертвования прихожан (см. карту), которых насчитывался 361 человек. Общество единодушно утвердило в звании имама сына А. Биккинина — Мухамята Юнуса Абдулзямилова.

Самое старое строение в нынешнем Овечьем Овраге — бывший дом Садека-хаджи (так называемый «святой» дом), — построен из сосны. Историю «святого» дома старожилы начинают, ориентировочно с середины прошлого века. Садек-абзи, сын Юнуса, внук имама Абдулжелила, был образованным человеком, резко выделявшимся на фоне других обитателей Овечьего Врага и окрестных деревень. Он мог читать Коран, знал Сунну, Хадисы, грамотно толковал их. Слыл философом.

По преданиям, он написал несколько философских (богословских) сочинений. Труды эти не сохранились. Рассказывают, что некоторое время его племянник — имам Алим Саберов, хранил их, пряча от властей. Даже зарывал в землю. Но куда они впоследствии исчезли, неизвестно.

Люди из окрестных деревень приходили к нему послушать проповеди, поучиться грамоте. Авторитет его среди мусульман был очень высок. Отличался он и высокой нравственностью — «зарплату» не признавал и с шакирдов «садаку» не брал. Постоянную группу учеников он наставлял и в мектебе, и в своем доме. От подношений отказывался и при этом говорил: «Если вы захотите вспомнить о том, что было здесь в этом доме, то после моей смерти можете оставить богатство в доме или положить на землю около него».

У Садека было две жены, но дети (двое) умерли в младенчестве. И сам он умер, не дожив до старости, приблизительно в возрасте 42 лет (предположительно в конце XIX в.).

Некая тайна окутывает «святой» дом. Говорят, что любая попытка воровства из этого дома по необъяснимым причинам не удавалась. Легенды не фиксировались исследователями, хотя люди Овечьего Оврага и окрестных деревень до сих пор помнят их и приходят в «святой» дом с подарками, в том числе закалывают для этого баранов. Сюда приезжают из Прибалтики, Финляндии, не говоря уже о местных жителях разной этнической принадлежности (татары, мордва и др.). Крящен в деревне было всего 4 человека (1862 г.).


В 60-е гг. XIX в. здесь построили вторую соборную мечеть. Активно действовало мектебе (с числом учащихся около 100 человек). Общиной руководили Савер (Сабер) Юнисов (Юнусов) (первая соборная мечеть) и Мухамет Юнисов (Юнусов) (вторая соборная мечеть) . В начале XX в. им на смену пришли молодые муллы. Хасян Шакеров Юнусов стал имамом первой соборной мечети. По-прежнему успешно функционировало мектебе. В специально выстроенном здании («из двух больших покоев») шло изучение соответствующих предметов. Организаторами мектебе были Абдулже-лил, Фейдулла Абубякеров и Хусейн Фейсханов (из поселка Сафажай) — ученый человек (общался со «святым» Садеком). Это мектебе называли в народе «академией». Преподаватели учили детей не только в Овечьем Овраге, но и в Сафажае. Мектебе было известно далеко за пределами деревни. Под управлением двух соборных мулл — Абдулжелила (имама этого селения) и Фейдуллы Абубякерова (из деревни Ключищи) и при поддержке четырех учителей «татар из разных деревень» в начале XX в. здесь обучалось 92 человека. Бытовые условия для образования были созданы достаточные: здание хорошо освещалось и отапливалось. Учащиеся не оплачивали учёбу, так как мектебе содержалось на общинные пожертвования. Перечень предметов был довольно широк: обучались турецкому, арабскому и персидскому языкам, а также арифметике.

Среди жителей были и достаточно зажиточные. Один из них, уехавший в Эстонию, иногда приезжал к родственникам в Овечий Овраг. Люди подначивали его: «У тебя есть деньги, но нет на родной земле достойного дома». Дом он построил, но получилось так, что в нем до революции так никто и не жил. После революции здесь разместилась светская школа. В 1979 г. рядом со старым зданием была построена другая, используемая и сейчас, школа.

К 1908 г. к руководству второй соборной мечети пришел Абдул-Азим Юсупов Юнусов. Его отец просил избрать 32-летнего сына Абдул-Азима имамом, поскольку «он религию знает, человек уважаемый и звания муллы достойный» . Помощником Абдул-Азима являлся Саляхетдин Бедретдинов Алимов. Эти люди, являвшиеся примером гражданственности и патриотизма, организовали денежные сборы в помощь раненым и фронту в период первой мировой войны . Сельский учитель, сын имама Саляхетдина — Умяр пытался начать преподавание русского языка, однако власти воспрепятствовали его усилиям. Он был вынужден уехать в Пицу, где открыл учебное заведение с преподаванием русского языка.

Советское время принесло новые реалии: открылась библиотека с соответствующим духу времени книжным фондом, появились светские учителя. А мектебе просто перестает существовать, поскольку не хватает сил и средств его содержать. Однако мечети продолжали действовать. (По регистрации 1927 г. их было две). Во главе уммы стояли Абдула Сабиров (первая соборная мечеть) и Саляхетдин Бедретдинов Алимов . До воины одна из мечетей прекратила существование: там находилось зернохранилище, позднее здание превратили в клуб, еще позже разобрали, а материал использовали под новый клуб.

Репрессий в 1937 г. духовенство избежало. Вторая мечеть действовала некоторое время в первые месяцы войны, но к концу 1941 г. была закрыта, поскольку количество молящихся резко сократилось. Со временем минарет пришел в негодность и из-за ветхости рухнул.

Долгие годы мусульмане молились не в мечетях, а по домам (обычно собиралось до 15 человек). И только в последнее время начала действовать современная мечеть. Ее построили на средства верующих в 1992 г. (потрачена сумма в 31099 рублей). Председателем «религиозного общества», зарегистрированного в мае 1990 г., был избран Хариз Абдулахаков.

Сейчас в деревне насчитывается более 200 человек жителей. В праздники мечеть полна прихожан, а на пятничную молитву собирается обычно 15 - 20 человек. Хаджи в деревне Овечий Овраг пока нет, хотя в дореволюционное время они, скорее всего, были.

Нынешний имам Хасян Жафярович Жафяров (1932 г. р.)— коренной житель деревни, в прошлом тракторист. Сам постигал основы вероучения. В ближайшем своем родстве мулл не помнит, но дальнее родство ведет от Абдулжелила. Отец X. Ж. Жафярова был участником первой мировой и гражданской войн (на стороне Красной Армии). С момента вступления в должность имама в 1992 г. Хасян Жафярович освятил более 10 браков. Нынешний азанчей при мечети — Рашид Зарипов

Напишите мне

Сайт создан в системе uCoz