| |||
Биография |
“История и культура башкирского народа”
I. Введение В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий и адекватных времени экономических систем. Техногенная цивилизация Запада внесла в смысл жизни потребительство, она породила тенденцию дегуманизации общества. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Причиной такой дисгармонии является отрыв от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций. Определенная часть молодежи стесняется говорить на родном языке, говорить о принадлежности своему народу, все больше предпочитает западную культуру и западный образ жизни. Чужая культура преподносится как догма, что жить надо только так, и в результате духовная потребность превращается в вечную гонку за «ней», как у них, совершенно не соизмеряя, что это не заложено генетически в наших потребностях. Как отмечал Мустай Карим, народный поэт Башкортостана: “...Род людской может погибнуть не от землетрясений, не от потопа, не от космических катаклизмов, даже не от атомной войны, погибнет он от водки, от наркотиков, от выхлопных газов, от духовного разложения людей, если не опомнится сегодня”. Как избежать безразличия людей к своей культуре? Только сочетание достижений научно-технического прогресса и испытанных веками этнокультурных традиций может обеспечить стабильное развитие общества. Возврат к духовности сегодня является не только потребностью беспокойной души, но и жизненной необходимостью. В национальной культуре представлены «вечные» общечеловеческие ценности и идеалы. В настоящее время проблема заключается в выборе, который должен соответствовать этнопсихологическому и этнокультурному менталитету каждого народа. Многолетнее отчуждение народов от своих этнодуховных корней привело к глубокой деформации личности. Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания педагогов, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира. Речь идет о разработке национально-регионального компонента, в которой интернационально-атеистическая педагогика уступала бы место этнодуховному просвещению в региональной концепции национального образования всех народов России. Важнейшей основой решения проблем является возрождение принципов народности, согласно которой обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, истории, языка того народа , к которому относится индивид. В основу национальной концепции регионального образования положены идеи выдающихся просветителей, таких, как чешский философ-гуманист Ян Коменский, английский педагог Джон Лок, швейцарский педагог-демократ Иоганн Песталоции, русский педагог Константин Ушинский, татарский и башкирский педагог-реформатор Шигабутдин Марджани и многие другие. К. Д. Ушинский, например, говорил, что только национальное воспитание дает должные результаты. Один из организаторов народного образования России Владимир Шадриков обращается к трем взаимосвязанным проблемам национальной школы: педагогике личности, соотношению между универсальной общечеловеческой миссией и его этнокультурной функцией, связанной с передачей уникального этнокультурного наследия, сохранением национальной идентичности и, наконец, возможности построения индивидуально-ориентированного учебного процесса, позволяющего каждой личности реализовать свою образовательную траекторию, соответствующую ее интересам и способностям. Этнопедагогику мы понимаем как науку об эмпирическом опыте этинических групп в сферах воспитания и образования молодого поколения, морально-этнических и эстетических особенностях нации, народности, о совокупности исконных ценностей семьи, рода, этноса, выражающихся в социальном контроле за поведением ребенка и коррекции этого поведения, в межэтнических нормах и оценках, традициях народов. Педагогическая практика, основанная на подлинно народной системе образования, укрепляет связи между поколениями, формирует интерес к изучению истории своего народа, помогает выработать основы национального самосознания. К.Д. Ушинский говорил, что только национальное воспитание дает должные результаты. «Каждый европейский народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Воспитание, построенное на иностранных началах, будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система созданная самим народом»,- писал он К.Д Ушинский раскрыл роль народности в воспитании. Он утверждал, что 1) у каждого народа своя система воспитания, которая пополняется годами; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем невозможны; 2) опыт других народов в деле есть драгоценное наследие для всех, точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Но нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитываться на чужой педагогической системе, как бы не была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои собственные силы. 3) возбуждение общественного мнения в деле воспитания - единственная прочная основа всяких улучшений по этой части; где нет общественного мнения о воспитании- там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений; 4) система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она не была обдумана, она окажется бессильной и не будет действовать ни на личностный характер, ни на характер общества; она может приготовлять техников, но никогда не будет воспитывать полезных членов общества… Итак, Ушинский оценивал педагогику каждого народа с точки зрения, насколько она приближена к удовлетворению общенародных интересов. “Национальность- не гордость. Национальность-это долг сохранить в себе и передать своим детям язык и культуру своих дедов и прадедов”,- утверждает Роберт Нигматуллин, академик РАН, президент АН Республики Башкортостан. Процесс формирования ценностей национальной культуры сопрягается с рядом критериев, которые определяют развитие личности - носителя ценностей национальной культуры: 1.Целостность знаний о национальной истории и культуре. 2.Отношение к самому себе как представителю своего народа. 3.Творческая активность личности в усвоении национальной культуры и ее практическая направленность. Россия относится к пограничным культурам, которая совмещает элементы Запада и Востока. В этом отношении Оренбургская область располагает уникальными историко- лингвистическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной культуры людей. В Оренбуржье происходит синтез разнообразных культур, смешиваются два потока мировой истории : азиатский и европейский. По своему национальному составу наш регион уникален: на его территории сосредоточены разные группы славян, финно - угоров, тюрко - язычных народов, а также представителей романской языковой семьи. Об этом говорит богатая и разнообразная по генетическим истокам топонимика и ономастика края. Татары, например, появились в Оренбургском крае с основанием города в 1773 г., когда возникла необходимость в развитии торговли. По распоряжению Оренбургской губернской канцелярии под поселение казанских татар были отведены земли башкир. Селение стало именоваться Сеидов посад (по имени купца Сеида), более позднее название Татарская Каргала (карга-ворона), недалеко от Сеидовской слободы возникает еще одно татарское село Чебенле (чебен-муха). Оренбургские степи входили в ареал формирования ранних башкир. Тысячелетиями проживали они вместе с казахами на Оренбургской земле, практиковали совместные браки. Об этом говорит эпос народов “Кузыйкурпяс и Маянхылыу” и тюркоязычная топонимика большинства географических названий. Например, название Саракташ ведет от названия горы Саракташ и объясняют его как “овечий камень” (сарык-овца) или “желтый камень” (сары таш-желтый камень); Бузулук означает “телячий” (бозау- теленок); Кувандык означает “ обрадовались” (по преданию, у горы произошла битва, в которой башкиры одержали победу и обрадовались); Акбулак - “белый мел” (акбур-мел) или “будь белым-белым” (ак-белый, бул - будь); река Чертанлык означает по-башкирски “щучья река”; Терен-сай с казахского - “глубокая балка” или “ глубокая и мелкая” - с башкирского. Мы привыкли говорить о дружбе народов, а надо учиться уважать национальность своих товарищей, их предков, их культуру и традиции, языки. Поэтому очень важно, чтобы учитель знал и уважал историю и культуру не только того народа, к которому он себя причисляет, но и историю и культуру народов, с которыми его народ веками проживает вместе. К сожалению, часто приходится наблюдать то, что учитель оперирует знаниями, почерпнутыми лишь из учебников истории времен советской власти. Такой учитель не научит детей уважать культуру соседнего народа. Без осмысления истории культуры другого народа невозможен диалог. Пристальный интерес только к культуре своего народа может привести к межнациональным конфликтам, потому что национальное чувство - одно из самый деликатных и уязвимых, затронешь неосторожно - вызовешь боль. Чем богаче опыт общения национальной культуры с другими культурами, тем в большей степени представитель данной культуры способен проникнуть не только в «стиль», манеру, творческие приемы и способы развития, характерные для одной национальной культуры, но их внутренний облик, основу, заложенную природой целого ряда культур данного региона. Ясно и то, что культура одного народа не может существовать отдельно, она проникает в другие культуры, обогащая и развивая их. Историю народы создавали сообща, и каждый народ внес свою лепту в мировую историю. Многие элементы национальной культуры имеют общие черты, сходные признаки, единые нравственные ценности формирования нравственного самосознания, терпимости, нуждаются в чутком, уважительном проникновении в образ жизни, верования другого народа. Народный поэт Башкортостана М. Карим по этому поводу писал: “Не говорит ли это о том, что здесь мы упускаем всеобщую связь? То есть не всегда свою судьбу рассматриваем в тесном взаимодействии, взаимосвязи с судьбами других”. В тесной взаимосвязи находятся, например, проблемы общности культур тюркских народов и их национальной самобытности . По истечении многих веков, после многократных переплетений исторических судеб в прошлом просто невозможно установить: у башкир или у татар впервые появился обычай праздновать окончание весеннего посева (праздник “Сабантуй”). Попытка вычленить из системы традиций родственных народов какие-либо конкретные традиции и отнести их к заслугам определенной нации толкает человека к национализму. Общность педагогических культур объясняется многими факторами: 1)общностью основ народной психологии; 2)общностью исторического развития; 3)общностью географических условий; 4)генетической общностью; 5)общностью основ религиозной морали. Введение курса “История и культура” в национальных школах призвано предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять западному влиянию, чуждым народу псевдокультурным тенденциям, утрате сформированных веками нравственно - этических понятий, духовных ценностей, ассимиляции. Прав, наверное, наш земляк поэт Равиль Бикбаев, ныне председатель правления Союза писателей республики Башкортостан, утверждающий, что “ассимиляция губит не только ассимилированного, но и ассимилятора, лишает обоих самобытности, утрамбовывает высокие национальные культуры в безликие тюки культурного, низкопробного ширпотреба”. Разработка национально-регионального компонента общего среднего образования связана с обновлением учебно-воспитательного процесса и возрождением национальных культур. Подготовка и внедрение национально- регионального компонента предусматривает разработку программ для детей, живущих в условиях иной социально - культурной среды. Например, не разработана еще в Оренбурге программа “История и культура татарского (башкирского, казахского) народа”. Правда, аналогичные программы в Татарстане и Башкортостане, Казахстане разработаны, но они нацелены на определенную социально - культурную среду. Это попытка соединить в единое целое историю, этнокультуру и этнопедагогику народа и краеведческий материал. Данный курс рекомендуется вводить в школах региона, где изучается родной язык как предмет, но дети, в силу оторванности от своей национальной среды, слабо знают родной язык, историю и культуру своего народа. Общие положения предлагаемой ниже программы применимы также в школах с изучением татарского и казахского языков. Еще древние мыслители говорили: “Отними у народа историю, и он превратится в стадо”. А у известного русского писателя Федора Абрамова есть прекрасные слова: “Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда он забывает свою историю”. В последнее время на страницах печати часто встречаются слова “зомби”, “манкурт”. Так называют людей, которые не знают своей истории, культуры, своего народа. Но не будем спешить их осуждать, потому что в этом не их вина. 30 % башкирского народа проживает за пределами Республики Башкортостан и, к сожалению, плохо знает свою историю. До сих пор, например, остается в тени прошлое башкирского народа. Мы смело говорим, что каждый человек индивидуален, но совершенно забываем говорить, что любой народ- явление уникальное. Уникальна местность, на которой он проживает, прекрасна его культура, образ жизни его людей. И как результат наша малая родина- это грязные реки, полузабытые кладбища, до абсурда доведенные традиции. Когда по национальным костюмам мы не можем определить, что за соседи живут рядом, а свои обряды в лучшем случае можем увидеть только в музее, если таковые имеются. А о своих великих соотечественниках мы узнаем не по их трудам и деятельности, а по названиям улиц или по открытию памятников, а еще хуже - из зарубежных новостей. «Культура каждого народа -жемчужина на ковре цивилизации», - утверждает Ф. Искандер. Каждый из нас внес что-то свое -неповторимое- в цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше, а кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе- занятие, в принципе, бессмысленное. Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии воспринимало как недосягаемый образец. Но в дальнейшем выдвигались другие, шли дальше, осваивая накопленное. Величие народа- вещь неизмеримая. Оно не определяется только грандиозными архитектурными сооружениями, глубокомысленными философскими трактатами. Есть народы, которые достигли захватывающих высот в области духовной культуры. К этой группе следует отнести и башкир. В одном ряду с древнейшей иранской «Авестой» стоит героическое сказание башкир «Урал- батыр». М. Карим как-то подчеркнул: «Жаль, конечно, что наши предки - кочевники не оставили своим далеким |
Напишите мне |