E-mail: gusarik84@mail.ru
ДНЕВНИК ПАЛОМНИКА
Образование и религиозность. Наука и религия. Насколько совместимы эти понятия? Старшее поколение, как, впрочем, и молодые люди 30-35 лет были воспитаны в стране, где официальная идеология эти явления противопоставляла друг другу. К счастью, историческое развитие показало несостоятельность такого положения вещей, и если раньше церковь была практически полностью вытеснена из общественной жизни, то сейчас мы наблюдаем активный обратный процесс. Представители науки, ученые, писатели, деятели науки, культуры – все они стали смотреть на религию по-новому. Но каким образом происходит в душе отдельного человека этот очень личностный, закрытый от глаз постороннего наблюдателя, - процесс? Как преодолеть заложенные еще в детстве барьеры?...

Сегодня мы публикуем Дневник паломника. Его автор – ректор Московского исламского университета Марат хазрат Муртазин, - делал свои записи во время хаджжа. Возможно, личные переживания, описанные в дневнике, помогут многим найти ответы на эти непростые вопросы.





Дневник паломника

26 декабря 2006 г.

26.12.1957 – дата моего рождения. Так случилось, что 26 декабря 2006 г., в 49 день моего рождения я отправился, чтобы совершить хаджж – паломничество в Мекку, к главному храму Всевышнего Аллаха на земле.

Насколько важен этот символ – 49 лет. Ведь, если верить многим знатокам жизненных фаз человека, каждые семь лет происходит изменение жизненного цикла, определенное обновление, очищение тела и духа.

…И вот я на борту самолета, отправляющегося из Дубая в Джидду. Впереди две недели, которые предстоит провести вместе с двумя миллионами других мусульман, которые так же, как и я, прилетят туда накануне Праздника жертвоприношения – Курбан-байрам.

Для меня это не первое посещение Мекки. Первый раз я побывал там в 1997 году и совершил малое паломничество – `умру. Тогда мы ездили большой группой - 20 с лишним человек, во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Наверное, новизна поездки оказала сильное впечатление. Оказавшись впервые в Саудовской Аравии, совершив таваф – обход вокруг Каабы, са`й – бег меж холмов ас-Сафа и аль-Марва, испив прохладной воды источника Замзам, я, действительно, ощущал свою близость к религии Аллаха, которую исповедовали мои предки. Но момент полного осознания происходящего тогда еще не наступил – ведь не случайно хаджж назван пророком последним, пятым столпом ислама… Самолет набирает высоту. Впереди – Саудовская Аравия.

***

…Полет в небе продолжается, а вместе с ним продолжается и полет мыслей. После первой `умры было несколько поездок в Саудовскую Аравию: еще несколько раз я совершал `умру то за себя, то за родителей, и каждый раз что-то искал в этих обрядах, усердно молился, просил Аллаха о том, что мне представлялось самым важным в тот момент - здоровья, избавления от греховных привычек, молился за своих родных и близких, вспоминал предков. Но я чувствовал, что мне не хватает чего-то главного и самого существенного.

Постом состоялась поездка в хаджж в 2005 году в конце января по приглашению Всемирной Исламской лиги. Мы исполняли все обряды, все предписания хаджжа, внимательно следили за всем, что происходило вокруг, но мне еще не хватало самого главного – непосредственного общения со Всевышним, встречи с Аллахом в своем сердце, в своих молитвах, понимания каждой клеточкой тела и ума, что происходит нечто необычное и великое.

Вот именно этого ощущения мне хочется достичь в этот раз. И мне кажется, что я смог пройти тот отрезок духовного и религиозного роста, самосознания и внутреннего ощущения, который подводит верующего к встрече с Богом.





28 декабря 2006 г.

Вчера ночью я вступил в состояние ихрама – это тот момент, когда паломник отрешается от многих земных дел. Прежде всего, он одевает на себя два раздельных куска белой ткани, которая заменяет паломнику на время хаджжа обычную одежду. В одевании ихрама заключена важная идея предстояния человека перед Всевышним в его первородном виде. Только белая ткань прикрывает тело человека. А разве не в таком же виде каждый из нас отправится в путь вечности, чтобы предстать после земной жизни перед судом Всевышнего?...

Все люди в этот момент одеты одинаковы. Нет различия между правителями и поданными, между богатыми и бедными, между учеными и неграмотными…

Идея равенства людей ярче всего проявляется в хаджже.

И вот я уже в ихраме, и выразил намерение совершить хаджж, и с этого момента до последнего прощального обхода вокруг Каабы должен при каждом своем движении помнить Всевышнего Творца и говорить слова тальбийи –

Вот я пред Тобой, о Аллах, вот я пред Тобой!

Нет тебе равного, способного разделить твое Господство и Величие!

Вся слава принадлежит Тебе,

все блага исходят от Тебя,

вся власть принадлежит Тебе!

Эти слова во время хаджжа звучат беспрерывно из уст миллионов паломников, которые устремляются к первому и главному храму Аллаха на земле – Байту-ллах. Кааба.

Однако земная суета отпускает не сразу. Отправившись в пять часов вечера из гостиницы в Джидде, мы два с лишним часа искали место вхождения в ихрам - микат. Таких мест имеется несколько, и все они расположены на значительном удалении от Мекки. То место, куда отправились мы, называется аль-Джухфа, и оно находится в 204 км от Каабы.

Совершив омовение, мы исполнили вечерний и ночной намазы, а затем два рак`ата. Дальше мы встали в огромной пробке из автобусов и машин, которые двигались в Мекку.

Состояние ихрама дает человеку удивительное чувство - САБР. Все понимают, что сейчас главное - поклонение Богу, и никакие земные передряги не должны нарушать величие этого божественного акта.

Час ожидания в очереди прошел, офицер проверил списки, и мы устремились в Мекку.

…Не надо полагать, что вся Мекка – святыня. Мекка – торговый город, в котором вся активная жизнь сосредоточена вокруг Харама – Каабы. Начиная с самого въезда в город все заполнено домами для паломников, в которых люди, приезжающие со всех концов земного шара в эти дни, поселяются на несколько дней. Живут они в стесненных условиях, по 6-7 человек в комнатах, но для них это жилище – лишь место для сна и приготовления к главному: молитве в Каабе, тавафу, са`йю. Побывав в Мекке, все они хотят привезти подарки своим родным, близким и друзьям. Улицы заполнены киосками, магазинами, где идет бесконечная торговля - и днем, и ночью. Здесь же кафе и рестораны, где люди едят и пьют. О, человек, никогда не сможешь ты оторваться от своих земных нужд!...

Но чем ближе к хараму, тем больше и больше меняется архитектура построек. Все близлежащие к Каабе территории застраиваются супердорогими многозвездочными отелями, в которых живут самые богатые мусульмане мира. Эти отели возвышаются над храмом Аллаха, они выше минаретов харама, и те, кто находится в них, смотрят сверху вниз на Каабу, на холмы Сафа и Марва, на сотни тысяч паломников, находящихся в этот момент в храме. И невольно приходят на ум аяты Аллаха:

«Разве не видел ты, как поступил Господь твой, с жителями и города Ирама, где возведены высокие столбы и башни?...»

***

Вот и я стою перед входом в самый величественный храм Аллаха на земле. Поражает обилие света: днем вся площадь и сама мечеть освещены ярким солнцем, а с наступлением сумерек включаются яркие фонари. Как только вступаешь на площадь перед входом в мечеть, сразу же отделяешься невидимой завесой от отелей, магазинов, кафе и ресторанов. Здесь тебя окружают люди, идущие на поклонение Всевышнему. Остается позади суета, отступает торопливость, мысли обращены к Аллаху. И вот уже вход в мечеть… их 74, и в каждые ворота ежедневно со всех направлений входят миллионы людей.

Еще несколько десятков метров под сводами мечети… и вот перед тобой – кубический храм, покрытый кисвой - полотнищем из черной ткани, на которой золотыми нитями вышиты аяты Священного Корана. Нижние края кисвы на время хаджжа приподняты, видны золотые двери Каабы, рядом с ними в восточном углу - Черный камень, к которому пытаются прикоснуться сотни мужчин и женщин.

А вокруг храма непрерывное движение, тысячи людей одновременно движутся по кругу, вознося свои молитвы и просьбы Всевышнему. Здесь можно услышать и увидеть все оттенки человеческих эмоций. Больше всего привлекают внимание организованные группы паломников, в основном из Турции, Ирана, Малайзии, Египта, которые хором повторяют слова своих гидов-наставников: «Раббанаа, аатинаа фи-д-дунйаа хасанатав-ва-фи-ль-аахырати засанатав-ва-кынаа азааба-н- наар».

Господь наш! Даруй нам в этом мире добро, и в жизни вечной благо, и сохрани нас от мучений ада.

Единой формулы обращения к Всевышнему здесь нет, и каждый выбирает свои молитвы обращения к Аллаху. Но здесь чувствуется искренность обращения, надежда на исполнения просьбы – ведь мы перед Творцом, обладателем высшей власти, всемогущества, милости и благости.

И в этот момент сердца наполнены чувством волнения и веры, надежды и смирения, раскаяния и молитвы о прощении. На глаза наворачиваются слезы. У одних они текут ручьями, у других сдержанно наполняют глаза блеском, и возникает непреодолимое желание очистить себя от всего дурного и скверного, избавиться от грехов и плохих дел, которые связаны с прошлым, покаяться и испросить прощения у Господа миров. Именно в этот момент, где-то в середине тавафа возникает непосредственное желание прильнуть к стене Каабы и прошептать слова покаяния и прощения за все, что было, чтобы услышал все это Всевышний, чтобы Он простил, принял раскаяние, дал способность не творить зла и греха, дал свою помощь и милость, чтобы дал успокоение, согласие и гармонию в душе. Слезы, слезы, слезы очищающие потоком изливаются, и не нужно больше громких слов и выкриков, ибо Всевышний слышит сердца.

…И дальше продолжается движение, и мысли, уже успокоенные, обращаются к памяти предков. Благодарность Аллаху за то, что тебе дана возможность оказаться в Его храме, и то, что не всякому выпадает великое счастье быть здесь! Ведь наши предки многое отдали бы за то, чтобы оказаться у Каабы, и, может быть, их молитвы и несбывшиеся желания, сконцентрировались сегодня здесь во мне, и нужно исполнить то, что предписано Всевышним и обратиться к Нему - за всех, кто не смог оказаться здесь во время своей земной жизни.

И мысли переносятся уже на родных и близких, которые остались дома. Молитвы за них и от них наполняют сердце, и каждому хочется попросить то, что для них главное в этот момент - здоровья и правильного пути, успеха и любви, счастья себе и родным, блага и довольства во всех делах. Аминь.

Господи! Как же велика твоя милость, что в такие минуты душа наполняется такой верой и радостью, таким умиротворением и покоем, что все проблемы, трудности, беды и заботы начинают казаться далекими и мелкими. А мысли все больше наполняются надеждами и мечтами. Как же много хочется сделать, чтобы счастье коснулось всех, всех, кто рядом с тобой. Ведь вера в Бога, при всей ее кажущейся доступности, столь непроста в истинном восприятии. Чтобы вера стала счастьем, любому человеку надо пройти много ступеней, от самой первой, заключающейся в признании существования Единого Аллаха и пророческой миссии Мухаммеда (с.а.в.) до принятия сердцем и душой истинной религиозной веры. Этот путь не прост и не скор. И не случайно те пять столпов ислама, на которых построена наша религия, становятся обязательными для мусульманина постепенно, по мере его вхождения в веру.

Но вот и закончился таваф – в последний раз перед Черным камнем мы говорим: «Бисмиллях! Аллаху Акбар!», и два рак`ата молитвы напротив места стояния Ибрахима завершают таваф - обход по случаю прибытия в Мекку на хаджж.

После намаза вода Замзам дает сладостное ощущение прохлады и свежести. Достаточно одного глотка родниковой воды – и он наполнит тебя силой, придаст бодрость и энергию, и все это происходит благодаря силе веры.

Далее начинается са`й – бег между двумя холмами, Сафой и Марвой. Он больше завлекает своим передвижением: таваф представляет собой движение по кругу, менее целеустремленное, на разных расстояниях от Харама, а бег между Сафой и Марвой имеет свои конечные пункты между этими холмами. Начинается движение с холма Сафа, на котором читают аяты Корана: «Сафа и Марва являются обрядами, установленными Аллахом, и нет греха на том, кто оббежит вокруг них во время хаджжа или `умры».

С холма Сафа, повернувшись в сторону Каабы, еще раз возносят молитвы благодарности Аллаху. Во время са`йя больше вовлечен в движение, ритмично произносишь слова шахады, особенно в те отрезки, где ускоряется бег. Уже чувствуется небольшая усталость, но во второй половине открывается второе дыхание, и вновь хочется двигаться вперед и вперед….

Но и бег заканчивается последним подъемом на холм Марва, последними обращениями к Всевышнему при совершении `умры до начала большого хаджжа, и затем ихрам снимается до отправления в долину Мина накануне дня стояния на горе Арафат.



28.12.2006 г.

…И вот добрались до Мины, где все живут в больших палатках. Вечер на открытом воздухе. Прохладно. Ведь на дворе декабрь. Половинка луны светит среди бегущих облаков. Конечно, все сейчас не так, как было во времена Пророка (с.а.в.): яркое электрическое освещение, красивые палатки, кондиционеры, мобильные телефоны – все это накладывает технологический отпечаток на приближающуюся ночь, но если отвлечься от этого, то разве что-то изменилось? Придет ночь, наступит утро и прозвучит молитвенный призыв, чтобы провозгласить начало стояния в долине Арафат – но об этом завтра…

***

Ночь прошла без сна, и не стоит искать причины бессонницы… Так уж выходит, что дни хаджжа меняют общий строй жизни человека, и эти изменения касаются и духовного, и физического состояния человека. Именно эти два начала обращают каждого человека в свою сторону. Холод, голод, комары мешают обычному режиму жизни, но они же и заставляют думать и размышлять: мысли в эту бессонную ночь приходили разные, но все они заканчивались одним вопросом: в чем цель нахождения здесь миллионов людей. Об этом же я задумался и сейчас, видя вокруг себя множество людей, которые прибыли сюда, в долину Арафата, прекрасно зная, что здесь будут спартанские условия пребывания, что от миллионов людей здесь будет грязь, толкотня, шум… но, невзирая на все это, сюда приезжают богатые и бедные, ученые и неграмотные, здоровые и больные…

Казалось бы, ну что такого особенного в том, чтобы провести несколько ночей в палатке без обычной одежды, в неудобной постели, в холоде – зимой, в невыносимой жаре – летом. Эта сила, которая заставляет людей устремляться сюда, платить огромные деньги, за которые можно отдохнуть в лучших отелях Европы и Азии, эта сила является верой в Аллаха. Вера заставляет, зовет, не дает покоя.



29.12.2006 г.

Но вот и прошла ночь, полная размышлений и молитв, перемежаемая минутами забытья, и ближе к утренней молитве созрело непреодолимое желание двигаться, пойти в сторону палаток и асфальтированных дорог, и вот мы с коллегами-паломниками направляемся к Горе милости - Арафату. Самое благое время

Сайт создан в системе uCoz