| |||
Здесь приводится запись последнего моего разговора с Мидхадом Сардаровичем Ваисовым (1918 — 1986 гг.), сыном лидера "Совета волжских болгарских мусульман" Сардара Ваисова.
Большинство сведений Мидхада-абы касаются “закрытых тем”, данные по которым надежно упрятаны в фонды спецархивов и таятся в глубинах душ немногочисленных свидетелей мрачных событий прошлого. Именно поэтому считаю важным опубликование этих уникальных свидетельств. Уверен, это поможет установлению Истины, ни один факт истории не должен пропасть бесследно. Мидхад - абы мог бы войти в мою жизнь уже только тем, что являл собой пример высочайшей нравственности. Эту нравственность он пронес через все тягчайшие жизненные испытания: через жизнь в жутком “сталинском раю” с клеймом “сына врага советской власти”, через мучительное издыхание в кошмарной сети ГУЛАГа, через лобовые атаки штрафных батальонов, через послевоенные запреты на проживание в главных центрах “нашей” Отчизны и на земле предков. — Ты знаешь, где в моей жизни мне было лучше всего? — спросил он меня однажды. И ответил: — На войне. Я содрогнулся. Что должен был пережить в нашей стране человек, чтобы легче чувствовать себя на самой страшной из войн человечества!? Что у нас за держава такая, где подросток Мидхад Ваисов был заключен в ГУЛАГ за нежелание оклеветать и отказаться от своего отца — национального героя нашего народа Сардара Ваисова? Что же у нас за “социалистическое общество” такое, в котором лагерник Мидхад Сардарович чувствовал себя счастливым при получении возможности “кровью искупить” несуществующую вину в штрафной роте, в кровавой мясорубке?! Я думаю, что только высочайшая его нравственность помогла ему выжить в этом сплошном ужасе, дала ему силы после кончины “величайшего из вождей” получить высшее образование, стать старшим научным сотрудником Института международного рабочего движения АН СССР, кандидатом экономических наук. Та же нравственность жгла и без того израненную душу его и заставляла в глухие застойные годы разгула аппаратно-карательного произвола и “психушек” в одиночку начать рискованную борьбу за честь партии отца и всего нашего народа. Итогом этой неравной двадцатилетней схватки с царствующими генсеками и их наглыми туземными холуями было изгнание из института, а все попытки восстановить справедливость и остановить произвол были напрасны и оставили после себя лишь огромный том переписки с “компетентными инстанциями”, том человеческого бесправия... Но кроме урока высокой нравственности Мидхад-абы оставил в моей жизни свою историческую память. Он оказался для меня подлинным кладом по части объяснения наиболее “темных” моментов “советского этапа” болгарской истории. Смущавший трусливых чиновников его высокий для них титул “сотрудника международного института” позволял ему, пока аппаратчики не всполошились, проникать в самые потаенные архивы и добираться до самых секретных дел. Он раскопал так много сведений, что не успевал или не рисковал записывать их. Утопая в море информации или видя, что Мидхаду-абы трудно говорить, я делал короткую передышку для записи услышанного. Ф.Г.Нурутдинов КАК МАШИНА ЗЛА УБИВАЛА НАРОДЫ Как это парадоксально ни звучит, но большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма, — первым явлением было Московское царство, вторым явлением — петровская империя... Проблема власти была основной у Ленина и у всех следовавших за ним. И они создали полицейское государство, по способам управления очень похожее на старое русское государство. Н.Бердяев - В ГУЛАГе я встречался с людьми разных национальностей, - вспоминает Мидхад-абы. - Когда я говорил, что я - болгар, то кумыки, карачаевцы, балкары, каракалпаки, крымские тюрки, ногайцы начинали относиться ко мне как к соплеменнику. Ведь все они знают, что болгары - их предки и кровные братья. И все они рассказывали мне легенды о рождении своих народов, и многие из них начинались с Болгара. А какие это были красивые, порядочные, благородные люди! И наши болгары, и ингуши, и чеченцы, и казахи, и киргизы... Вообще в лагерях сидел и вымирал цвет всех народов. - А по каким поводам шло выселение народов, Мидхад-абы? - Сталин был настоящей Машиной Зла. И весь его аппарат, который благополучно пережил его, был такой же чудовищной Машиной Зла. Все в нем были на подбор. Вторым после Сталина “специалистом” по национальному вопросу был Михаил Калинин. Этот умилительно-добренький козлинобородый старичок, этот “по-крестьянски деловитый всесоюзный староста”, каким его изображали певцы сталинизма, был настоящим шайтаном и преступником. Он чисто по-великороссийски особо ненавидел нашего брата. Говорят, где-то в конце войны ему принесли документы на присвоение звания генерала Г. Б. Сафиуллину и добавили при этом, что сам Сталин не видит препятствий для его продвижения по службе. Надо сказать, что Иосиф Виссарионович питал слабость к героям Сталинградской битвы, спасшим его трон и престиж, а Сафиуллин как раз был одним из них. Но, несмотря на это, Михаил Иванович проявил свой “истинно великорусский дух” (за это генералиссимус снисходительно прощал) - швырнул документы со словами: “Хватит нам одного Чингиз-хана!” Так ни один офицер из булгар и не добрался до высших армейских чинов в “равноправном” Советском государстве. В 1943 году Берия “подсказал” вождю план выселения всех мусульман за их мнимое “сотрудничество с оккупантами”. За мифический подарок фюреру - “белую лошадку”, которую никто в глаза не видел, на Восток “отправились” мусульмане Крыма и Кавказа. Конечно же, до 1917 года крымцы, как и мы - болгары, как и азербайджанцы, не только не называли себя “татарами”, но и считали само слово “татарин” гнусным ругательством. Однако после “Великого Октября” всё изменилось по воле Сталина, воспринявшего русскую колониально-великодержавную традицию презрительно называть все тюркоязычные народы царской России “татарами”. Крымские тюрки вдруг стали “крымскими татарами”, волжские болгары — “казанскими татарами”, азербайджанцы — “кавказскими татарами”. Повезло только азербайджанцам — они, кажется, в 1926 году отбились-таки от колониальной клички “кавказские татары” благодаря своим союзным правам и опасениям Кремля вызвать недовольство Турции и Ирана (эти же опасения не позволили Москве выселить азербайджанцев)... Крымские мусульмане, конечно же, не обрадовались своему переименованию в “татары”. Так же, наверняка, не обрадовались бы русские, оказавшись в графе “кацапы”, или евреи, получив паспорта с записью “жид”. Но с недовольными жителями “солнечного полуострова” в поте лица “поработали” лучшие кадры “служилых татар” из Казани: М. Султан-Галиев (в том числе его верный сотоварищ Фирдевс), Г. Ибрагимов, прямо называвший себя монголом, и другие такие же “специалисты”. В том случае, если слова “монголоведов” не доходили до печенок, по печенкам били ученики “Железного Феликса”. Так вот и сделали из коренного народа Крыма “потомка монголов” и “ордынского хищника”, повинного во всех нападениях татар на Русь, Украину и Аллах знает еще на кого. Сделали, как будто точно знали, что будут выселять, и тогда понадобится сталинско - шовинистическая кличка “татары” для приложения к ней “зверств татаро - монгольских пришельцев”. Стравливали этой ложью крымцев и украинцев, а ведь украинцы — кровные братья крымцев. С горькой иронией воспринимаются после всего случившегося стихи народного поэта крымских тюрок Абибуллы Софу, написанные еще до войны в честь “самой демократичной в мире” сталинской Конституции: Законы сталинские дышат Перед народом как цветы, Когда прочтешь их иль услышишь, Как медом насладишься ты. Депортированным по этим “медовым” сталинским “законам” крымским тюркам до сих пор не разрешается вернуться на свою исконную родину. Впрочем, партократы не очень-то жаловали и русский народ и лишь играли роль его представителей, когда им нужна была помощь русского мужика. Ведь они считали себя элитой, а всех остальных, независимо от национальности, своими рабами, и даже издевательски называли их на своем партийном жаргоне “народом”. Рассказывают, что даже “тихий” Косыгин будто бы сказал одному иностранцу: “Дать русским свободу? Так они же перережут друг друга!” - При перечне народов, подвергшихся репрессиям, обычно не называют наш болгарский народ, но можно ли считать, что болгар миновала “чаша сия”? — спрашиваю я. - Ни в коем случае! - восклицает Мидхад-абы. - Мне кажется, что наш народ решили репрессировать, а, вернее, прикончить на месте. Истребительную войну против болгар начал Иван Грозный, а продолжили большевистские великодержавники. Эти красные колонизаторы начали с разгрома Идель-Уральского штата и насильственного отнятия имени наших отцов и дедов - болгар... А ты знаешь, во что нам, болгарам, обошлось строительство социализма и коммунизма? Около 300 тысяч болгар погибло во время гражданской войны, 700 тысяч - во время чудовищного Поволжского голода, 250 тысяч - во время коллективизации и борьбы с исламом, 150 тысяч - в эпоху “массовых репрессий”, 600 тысяч - в Великую Отечественную войну. И того два миллиона болгар, убитых под пение “Интернационала” и “Широка страна моя родная”! Никакой романист никогда не сможет описать весь тот ужас, который пережил наш народ на собственной земле при господстве Машины Зла. Вот тебе только основные “этапы большого пути”. 1918 год - большевики объявляют вне закона общеболгарские органы власти (правительство - “Милди Идарэ”, парламент - “Милли Меджлис”, Советы - “Милли Шура”, “Харби Шура” и другие), после чего передают всю власть над болгарским народом “служилым татарам-коммунистам. А “служилыми татарами”, ты знаешь, наш народ издавна называл манкуртов, воспринимавших русско-великодержавную кличку “татары” и за вознаграждение служившим врагам своей нации. Именно “служилые татары” во главе со своим вождем М. Султан-Галиевым и Г. Багаутдиновым погубили проект “Идел-Урал штаты” и громили болгарские органы власти и организации, за что завоевали особое доверие своих великодержавно-коммунистических хозяев и были щедро награждены. Один только большевистский комиссар, агент Сталина Султан-Галиев получил в Москве десяток ответственных постов. А таких “служилых татар” - губителей своего народа - насчитывалось до 50 тысяч. Эти новоявленные “монголы” сидят с той поры на шее болгарского народа и по приказу шовинистов режут его на куски. У Сталина была задушевная задумка: разделить болгарскую нацию на семь мелких частей, на семь мнимых “наций”, чтобы не позволить им образовать одну большую союзную республику и ассимилировать их с русскоязычным населением. Я сам читал документы 20-х годов, в которых предлагалось считать исконно болгарские этнографические группы мишар, каратаев, нагайбаков, кряшен (“крещеных татар”), тептярей, казанцев (“казанских татар”) и башкортов (“башкир”) отдельными нациями. Советская перепись 1926 года также учитывала мишар, каратаев, нагайбаков, кряшен, тептярей, казанцев и башкортов отдельно друг от друга. Но “интеллигентных манкуртов”, согласных пропагандировать великодержавное вранье о существовании таких наций, нашли только среди казанцев и башкортов, поэтому в конце концов разделили болгар на два куска: “татарский” и “башкирский”. Резанули болгарскую нацию пополам, “по живому”, по реке Ик, и я знаю случаи, когда болгар левого берега этой реки оказывался записанным в “татары”, а его родной по отцу и матери правобережный брат - в “башкиры”. Но башкортам хоть не обидно было. Ведь “башкорт” - это внутриболгарское название восточных (приуральских) болгар. А вот казанским болгарам каково было против воли очутиться в “татарах” - ведь это слово у нас до 1920 года означало “безверный”, “атеист”, “проклятый”. Не случайно духовный лидер болгарской нации Ризаутдин-казы Фахретдинов, когда большевики предложили ему выбирать “или-или”, предпочел записаться в башкорты. Малое, областное название - да все ж свое, родное, болгарское... В разделительном угаре как-то позабыли о болгарах-каратаях и после непродолжительного раздумья присоединили их... к мордве. (?!) После этого по приказу Москвы служилые “татаристы” и “башкиристы” начали дикий, почти 70-летний, дележ на “татарскую” и “башкирскую” части единой тысячелетней болгарской культуры: болгарского литературного языка, болгарской истории, болгарских легенд, болгарских праздников (сабантуй, каргатуй, джиен, каз омэсе и другие), болгарских песен, живых и покойных болгарских писателей, поэтов и ученых... И здесь вначале “служилыми татарами” руководил опытный сталинский провокатор М. Султан-Галиев, которого даже Коба называл “башибузуком” за зверское убийство азербайджанского врача Оруджева. Вот какой гнусной бредятиной Султан-Галиев разжигал в 1922 году через советскую печать нужную колонизаторам вражду между казанской и башкортской группами болгарской нации: “Что же касается подверженности башкир суевериям, то это объясняется их культурной отсталостью. Достаточно... указать хотя бы на то, что они до сего времени не имеют еще своего литературного языка, пользуясь для этого татарским языком. Литература, театр и искусство у них восприняты у татар”. Подумать только - “служилый татарин” отказывает болгарам-башкортам в их природном праве на болгарские язык, литературу и культуру! Как только Башкортская земля, породившая и вскормившая Султан-Галиева, не разверзлась и не поглотила этого подлеца после таких его слов... Но вернемся к нашей печальной хронике. 27 мая 1920 года - Москва создает Татарскую АССР, в состав которой под именем “татар” попало лишь 12 процентов болгар. После 25 июня 1920 года вступает в силу большевистско - великодержавная инструкция, согласно которой болгары республики должны были официально называться “татарами”, а их язык и культура - “татарскими”. На булгарскую историю накладывается запрет, вместо нее дается история татаро-монголов по схеме русского миссионера XIX в. Ильминского. Декабрь 1922 года - вынужденный самороспуск “Совета волжских болгарских мусульман”. Провокации против ваисовцев непосредственно организовывали Татарский обком РКП(б) и ВЧК. Вступает в силу всесоюзная инструкция о запрете употребления названий “болгары”, “болгарские язык и культура” в документах и печати. Подобные духовные и административные диверсии красные колонизаторы сочетали с актами настоящего геноцида. Так, когда в феврале - марте 1920 года булгарские крестьяне подняли “Вилочное восстание” против плана образования на территории Болгарии республики с названием “татарская”, то Красная Армия потопила это движение в крови. Первую попытку организовать массовую бойню болгар предприняли еще во время Забулачниковского мятежа Гатауллы Багаутдинова в феврале - марте 1918 года. Ты помнишь, я тебе рассказывал, что Г. Багаутдинов был провокатором, работавшим на М. Султан-Галиева, а тот, в свою очередь, работал на Сталина, а также тайком от Coco на Л. Д. Троцкого. С Троцким Султан-Галиева сближало меньшевистское прошлое. В марте 1917 года Султан-Галиев примкнул к большевикам и под партийной кличкой “Махмуд” блестяще выпол |
Напишите мне |