Загадка Овечьего Оврага  

Зайбеди-ханум рядом со священной кроватью.Наш корреспондент побывал в глухом татарском селе, где, как считается, исполняются любые желания человека
Андрей МОИСЕЕНКО, Фото АП и автора. — 12.05.2004
Почти на границе Нижегородской области и Чувашии стоит село Овечий Овраг (четыре часа на рейсовом автобусе от Нижнего, потом 11 километров пешком или на попутках). И если не знать, что в деревне есть чудо-дом, то никогда не догадаешься, что Овечий Овраг с населением в 300 человек чем-то примечателен - заброшенная коровья ферма, кладбище проржавевших комбайнов, единственная улица с разбитой дорогой... Только у въезда в деревню монумент - звезда с полумесяцем - признак мусульманского мира.

А еще, когда начинаешь разговаривать с местными жителями, то видишь, что они с трудом говорят на русском языке, то и дело сбиваясь на родной татарский.



Русские в этой деревне не живут. Но враждебного отношения со стороны местных жителей я не заметил. Старухи в темных пуховых платках, сидящие на скамеечках у домов, охотно указывали дорогу и с чисто русским любопытством выспрашивали, кто я такой и что у меня стряслось.

Юго-восток Нижегородской области татары освоили еще в XII - XIII веках, выгнав отсюда марийцев, мордвинов и чувашей. Отношение к ним со стороны княжеских, а потом и царских православных властей сперва было настороженное. И до XVI века местным мусульманам было запрещено появляться в Нижнем Новгороде. Но поскольку те всегда были лояльны к России, то здесь, в Овечьем Овраге, в XVIII веке с личного разрешения Екатерины Великой было открыто первое на территории России мусульманское духовное училище - медресе. Где в XIX веке и трудился сын местного имама Садек Абдулзямилов, или, как его сейчас называют, Садек-абзи. Для своего времени он был образованным человеком - читал Коран на арабском и мог грамотно толковать его. Дважды побывал в Мекке. Официальных свидетельств о его жизни не осталось, но, по легендам, он, понятное дело, не брал с учеников деньги, помогал бедным и мог предсказывать будущее. Умер Садек в 1925 году. После его смерти мечеть и училище в селе были закрыты. У религиозного деятеля остались три сына и дочь.

Почему имя Садека-абзи сохранилось в народном фольклоре, даже в Совете муфтиев России мне пояснить затруднились - никаких деяний государственного масштаба Абдулзямилов не совершил. Но в Нижнем Новгороде хранится стенограмма заседания областного совета по делам религии 60-х годов прошлого века, где говорится, что в Овечьем Овраге живут две женщины, называющие себя «святыми сестрами», потому как их прадед бывал в Мекке. В годы советской власти мусульманам совершать хадж было затруднительно, и якобы эти женщины призывали всех к паломничеству к дому Садека-абзи, говоря, что это сродни путешествию на Ближний Восток.





Оказывается, батыр Сафин просил помощи у Всевышнего и оставил в Овечьем Овраге серебряный кувшин.

Марат Сафин привез серебряный кувшин

Нынешняя хозяйка жилища Садека-абзи 68-летняя Зайбеди-ханум утверждает, что дом не перестраивался уже более 200 лет и остался в таком же состоянии, как и при жизни легендарного предка. Это обычный одноэтажный трехкомнатный деревенский дом со слегка покосившимися полами, изнутри устлан коврами с арабской вязью. По словам хозяйки, их приносят гости и просители. Здесь можно увидеть стол и личное кресло учителя, сундук, что он привез из Мекки, и деревянную кровать с балдахином. Ложе Садека-абзи и есть самое притягательное место в доме. Надо проговорить свое заветное желание, держась за кровать, и оно исполнится.

Просят, по словам хозяйки, разное: чтобы сына в Чечню не забрали, по поводу работы хорошей, ищут помощи от болезней, студенты приезжают перед сессией. Если то, о чем просишь, исполняется, то потом надо привезти сюда подарок. Впрочем, подарки можно оставлять и сразу же. Так поступил Марат Сафин, который, по словам Зайбеди-ханум, побывал здесь два года назад и привез серебряный кувшин. Но вот что просил теннисист, хозяйка не знает.

Узнать у самого Марата, что он попросил в Овечьем Овраге, сейчас не удалось. Спортсмен выступает в турнире серии Masters в Гамбурге с призовым фондом 2 млн. 425 тысяч евро и, сосредоточившись на игре, не общается с журналистами. А его отец сказал, что ничего не знает о поездке сына в татарскую деревню. «Но он взрослый человек, - подчеркнул Михаил Алексеевич, - и не обязан рассказывать нам, родителям, о всех своих поступках».

По словам Зайбеди-ханум, Сафин побывал в Овечьем Овраге в начале 2002 года. Предыдущий год стал для теннисиста самым неудачным за всю карьеру. Из-за травмы, полученной в начале сезона, он выступал не очень удачно, и «вторая ракетка мира-2001» за год скатился на 11-е место в мировом рейтинге. Зато после посещения Овечьего Оврага дела Марата пошли на поправку. В 2002 году он выиграл несколько крупных турниров и, самое главное, в составе сборной России победил в Кубке Дэвиса.



КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Каждый сам решает, верить ли ему в эту чушь

Шамиль АЛЯУТДИНОВ, имам мечети на Поклонной горе, заместитель Муфтия по богословским вопросам:

- В нынешнее время жизнь в российской глубинке очень скучна и тяжела. Поэтому люди и выдумывают всякое, наподобие дома исполнения желаний. К исламу это не имеет никакого отношения и не заслуживает особого внимания. А если люди верят, что, прикоснувшись к деревянной кровати, они ощутят благость, то это их личное дело. Впрочем, сельчане в Овечьем Овраге могут иметь другую точку зрения - это их право. Главное, чтобы паломничество сюда не приняло серьезные масштабы и не стало религиозным ритуалом.



P.S. В Овечьем Овраге я тоже загадал желание, которое должно сбыться до конца мая. Посмотрим, что получится. Но счастливее после посещения деревни я точно не стал. Внезапно отменили вечерний автобус до Н. Новгорода и я опоздал на поезд.

Напишите мне

Сайт создан в системе uCoz