|
Обращение Председателя Совета муфтиев России
Обращение Председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина в связи с Мавлидом
Обращение к верующим в связи с Мавлидом - днем рождения пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует)
Бисмиллахир рахманир рахим! Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!
Уважаемые братья и сестры!В эти дни мы, мусульмане России, как и наши единоверцы со всего мира, готовимся широко отметить день рождения Святого Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах иприветствует). По данным мусульманских ученых, он родился в Мекке утром в понедельник в двенадцатый день месяца раби-уль-авваль 570 года. Маулюд, с учетом особенностей хиджри- мусульманского календаря, в этом году будет отмечаться 30-го апреля. Прожить Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) суждено было по хиджри всего шестьдесят три года и четыре дня - он умер в понедельник двенадцатый день месяцараба-уль-авваль одиннадцатого года хиджри или в 632 году. Будущему пророку пришлось испытать горечь сиротства, с раннего детства трудиться для того, чтобы не быть обузой для приютивших его родственников. О своем трудном илишенном родительской ласки детстве он позже вспоминал просто и кратко: "Я был сиротой". Юноша стал известен среди горожан своей кристальной честностью, доброжелательностью клюдям и надежностью во всех делах, которыми занимался. Мекканцы знали и о его духовных поисках, молениях и стремлении к уединению в поисках ответов на мучившие егорелигиозные вопросы. В ночь на 27 месяца Рамадан 610 года будущий пророк молился в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур, вблизи города Мекки. К нему явился ангел Джабраил (мир ему) ивозвестил: "Читай именем Господа твоего, который сотворил - Сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чегоон не знал" (Священный Коран, сура 96, стихи 1-5; далее 96:1-5). Так Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) узнал, что избран Посланником Аллаха и призваннести людям новую религию - ислам.
Дорогие мусульмане!
Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было отведено всего двадцать два года для проповеди ислама. Но итоги этой работы, осуществленной за стольнезначительный с точки зрения истории срок, поражают не только нас, мусульман, но и последователей других религий, исследователей. В 610 году, когда началась проповедь ислама,за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) последовали его жена, близкий друг, одиннадцатилетний мальчик и освобожденный раб. В год его смерти ислам стал религиейзначительной части Аравии, вышел за ее пределы. Спустя тридцать лет после этого ислам распространился по всему Аравийскому полуострову. Еще через шестьдесят лет ислам охватилтерриторию от Испании до восточной части Китая, отдельные районы Индии. За один век, иначе говоря, ислам превратился в мировую религию.Сегодня каждый четвертый житель земного шара ежедневно обращается с молитвами к Аллаху, по много раз славит Его и посланника Его Мухаммада (да благословит его Аллах иприветствует). Почти треть государств мира являются мусульманскими или в них преобладают последователи ислама. Является мусульманином и каждый седьмой россиянин.Дорогие мусульмане!Сегодня, в отличие от недавнего прошлого, мы имеем обширную и разнообразную литературу о жизни и деятельности Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Есть книги,из которых мы, к примеру, можем узнать очень многое о личности пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) - родословной, родителях, семье и близких людях,набожности и благочестии. Другие книги шаг за шагом описывают его жизнь с рождения до смерти, уделяя особое внимание событиям, сыгравшим большую роль в утверждении ислама.Немало трудов посвящено Корану, ниспосланному Всевышним Аллахом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Вот почему в этом обращении мы решили попытаться ответитьтолько на те вопросы, которые представляют особый интерес для мусульман, живущих в двадцать первом веке. ДУМЕР считает, что современные мусульмане, как минимум, должнызадумываться над такими вопросами: какие факторы способствовали успеху деятельности Пророка? Можно ли быть одновременно мусульманином и современно мыслящим и действующимчеловеком? Главной, решающей причиной успеха Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), является само собой то, что Аллах избрал его своим Посланником Аллаха, то, что он стал "печатью пророков" (3:40), то есть последним из пророков Аллаха. Именно ему и только ему Аллах через ангела Джибрила (мир ему) на протяжении двадцати двух летпередавал наиболее полное и совершенное из Своих писаний - Священный Коран: "И ниспослали Мы тебе книгу для разъяснения всего и как прямой путь милосердия и весть радости длямусульман" (16:91). На своем трудном пути пророка ислама Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) постоянно чувствовал поддержку и внимание Творца, Его великиеблагодеяния (17:89).Уважаемые мусульмане!
Достаточно ли сказанного для объяснения успеха деятельности Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), победного шествия ислама? Будут ли таким ответом полностьюудовлетворены современные мусульмане, не говоря о последователях других религий? Ведь основатель ислама был обыкновенным человеком, таким, как и все остальные окружавшиеего люди. Это неоднократно подчеркивается в Коране - Слове Аллаха: "Скажи: "Ведь я - человек, такой как вы; мне было возвещено, что бог ваш - Бог единый. Устремляйтесь же кНему прямо и просите у Него прощения+" (41:5); "К вам пришел посланник из вас самих" (9:128), "+Мы внушили человеку из них: "Увещай людей и обрадуй тех, которые уверовали,что у них - верное преимущество пред их Господом" (10:2 и др.). И еще: разве Священный Коран не свидетельствует о том, что посланник не был чужд простым человеческимчувствам и переживаниям, любил и ненавидел, переживал за неудачи и радовался успехам, предавался унынию и учился преодолевать трудности? Понять в полной мере роль Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в истории ислама помогает следующее обстоятельство. Коран, как известно, содержит только общие,универсальные принципы ислама. Эти принципы составляют как бы фундамент и опоры здания нашей религии. Что же касается "облицовки и окраски здания", т.е. разработкиположений, образцов, которыми должны руководствоваться верующие и мусульманское общество во все века, действующие к тому же в разных социальных и экономических условиях, товсе это, по поручению Всевышнего Аллаха сделал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Вот почему становление, развитие и распространение ислама как религии сполным основанием связывается с именем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Подчеркнем: как религии, способной выйти за пределы Аравии, способной завоеватьсимпатии миллионов людей многих сотен национальностей, религии, обладающей универсальным учением, пригодным во все времена, при самых разных социальных системах и условиях. А теперь задумаемся о том, какие же свойства превратили ислам в религию, которая с успехом может решать проблемы верующих и в двадцать первом веке? Ответ прост: ислам -религия, максимально учитывающая все без исключения проявления жизни человека. Учитывающая его психологию, слабости и силу, стремление к вечному и любовь к земному. То, чточеловек, будучи частью человечества, в то же время имеет пол, национальность, цвет кожи, территорию обитания. Все это берется во внимание учением и культовой практикойислама. По исламу, человек должен предпочитать вечное, потустороннее пребывание, но в то же время высоко ставить и любить земную жизнь, являющуюся высшим даром Аллаха. Важно идругое: то, попадет ли после смерти человек в рай или ад, определяется Создателем исходя из того, как он прожил земную жизнь. А она, как многократно указывает ВсевышнийАллах, не сводится только к соблюдению религиозных обрядов и предписаний. Оценивая земные деяния человека, указывает Аллах, Он берет в расчет не только выполнение имрелигиозных обязанностей. С точки зрения ислама важно то, что хорошего и полезного мусульманин сделал людям, как он относился к родителям, членам семьи и родственникам,пользовался ли он уважением среди окружающих, соблюдал ли он общественные нормы, любил ли он Родину, был ли готов ее защищать? Чтобы дать положительный ответ на эти вопросы,от мусульманина требуются активные действия, приложение усилий, постоянный труд и учеба, освоение новых знаний и профессий, предприимчивость во всех делах. Если коротко, тодля мусульманина стремление к успеху в земных делах является его важнейшей обязанностью перед Творцом.
Уважаемые братья и сестры!
И в наши дни нет-нет, да можно услышать или прочитать о неизменном при любых обстоятельствах учении и практике ислама, о том, что он категорически отвергает любые новшества.Правилен ли такой подход, или возможны изменения в учении и практике ислама? Если возможны, то каковы их пределы? Понимая актуальность таких вопросов для современногомусульманина, остановимся и на них.Если обратимся к богатейшему наследию Пророка, содержащемуся в тысячах хадисах, ответ будет однозначным: ислам не является религией, отвергающей обстоятельства и условияжизни человека, не считающейся с изменениями в конкретном обществе. Как показывает жизнь общины во главе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и вся последующаяистория ислама, при вечных и неизменных основах вероучения и столпов ислама, практика повседневной жизни мусульман, в том числе и религиозной, была и может быть разной.Постоянно обновлялись и могут обновляться все, за исключением основ вероучения, стороны ислама. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) создал ислам таким, что онвсегда в состоянии быстро реагировать на происходящие в реальной жизни изменения. А это, в свою очередь, позволяет мусульманам при всех общественных изменениях жить, невступая в противоречие с действительностью, чувствовать себя всегда современными людьми. Сказанное можно подтвердить многими примерами из жизнедеятельности первой в историимусульманской общины. (В этом можете убедиться, прочитав и проповеди, которые публикуются на третьей странице газеты). Причем, подчеркнем, изменения в религиозную практикувносили ближайшие сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а он не запрещал новшества или одобрительно относился ко многим из них. Бывало и так, чтосподвижники делали непредусмотренное Кораном, а также то, чего не делал сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Введение новшеств в религиозную практику продолжалось и после смерти пророка. Были, например, внесены изменения в социальные нормы, предусмотренные Кораном. Причем,подчеркнем, изменения вносились не кем-нибудь, а праведным халифом Умаром (да будет доволен им Аллах). Вот так еще при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) возник, а затем развивался и совершенствовался ал-иджтихад ("усердствование", "большое старание","обновление"). Иджтихад означает, что авторитетный богослов, изучив возникшие в жизни мусульман новые проблемы, вправе дать им решение о том, как к ним следует относиться с точки зрения ислама и как должен при этом поступать верующий. Единственным критерием, которым при этом он должен руководствоваться, являются учение ислама и разум.Именно разумом и только разумом должен руководствоваться каждый из нас, отвечая на вопрос о том, как жить в двадцать первом веке, веке, вносящем столь бурные изменения вповседневность? По определению пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), "Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падет на тех, кто импренебрегает". Неправы те мусульманские деятели, которые считают, что мусульманин обязан и должен жить так, как жили его предки много веков тому назад. Или так, как живутединоверцы в далеких странах, отвергая новое только потому, что о нем ничего не сказано в Коране или хадисах. Современный мусульманин обязан действовать разумно и продуманно, искать и находить свое место в жизни в соответствии с духом времени и конкретной общественной ситуации. Именно такой подход соответствует исламу, и помогаетчеловеку правильно оценивать новые явления и изменения, не занимать по отношению к ним враждебную и непримиримую позицию. Такой подход полностью отвечает требованию Пророка(да благословит его Аллах и приветствует): "Облегчайте людям жизнь, а не затрудняйте ее, возвещайте им благое, а не внушайте им отвращение".
Дорогие мусульмане!
Ислам, возникнув, вдохнул арабам веру в себя, в свои силы, дал им возможность преодолеть свою культурную и экономическую отсталость, решил их острые духовные проблемы.Распространение ислама сопровождалось величайшим культурным расцветом во всем мусульманском мире, расцветом, давшим мощный толчок культурному возрождению и Европы. В этомпроявилась величайшая способность ислама быть аккумулятором больших свершений, источником энергии для миллионов. И мы, мусульмане, живущие в двадцать первом веке, должныверить в себя, свои силы и возможности. А необходимую жизненную энергию мы можем неограниченно черпать в нашей религии - исламе. Религии, данной Аллахом, в становлениикоторой сыграл огромную роль пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), день рождения которого мы вскоре будем отмечать.
Муфтий Равиль Гайнутдин, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России,председатель Совета муфтиев России
|
|